• Опубликовано: 30.08.2012

Признаки гармонии в композиции


Признаки гармонии в композиции

В эстетике красота и гармония рассматриваются как признаки совершенства. Они нивелируют энтропию – элементы хаоса и дисбаланса в композиции. Современное понятие красоты включает и такой элемент, как порядок. Причем он считается одним из основных законов эстетики.

 

Гармонизация хаоса: порядок и еще раз порядок

Состояние баланса в интерьере невозможно при наличии разрозненности, хаотичности, пестроты и фривольного обращения с оттенками. Основой гармонии в дизайне интерьера является отсутствие цветового беспорядка. Другое дело, что порядок может быть разным — простым и сложным, понятным большинству и не очень. Главное, чтобы он управлял композицией.

Цветовые визуальные образы заставляют человека реагировать и откликаться на них. Гармоничная цветовая система опирается на принципы:

 

  • Закономерности
  • Соподчиненности и соразмерности
  • Сходства и различия
  • Размерного соответствия
  • Общей тональности
  • Ритмичности

Наличие или отсутствие этих свойств позволяет дать первичную оценку объекта, как гармоничного или нет.

Принято считать, что общая тональность является обязательным условием баланса. Хотя это и не совсем так. Бывают сочетания, в которых гармонично соединяются разные тональности, переходящие друг в друга. В качестве примера можно назвать расположение цветов в спектре с многообразием оттенков.

Тонкие нюансы цветовой гармонии

Более детально оценить сбалансированность системы можно на основе таких ее свойств и характеристик, как:

 

  • Многообразие – однообразие
  • Удивляющее — привычное
  • Естественное – странное

Опыт показывает, что со временем человек привыкает даже к активным цветовым сочетаниям, и они перестают на него оказывать ожидаемое воздействие. Управление всеми признаками гармонии требует знания закономерностей и оптимального выбора средств. Это гарантирует идеальное с точки зрения задуманной концепции размещение цветовых элементов в пространстве, их взаимодействие друг с другом, оптимальные пропорции между группами основных, дополнительных и акцентных цветов.

В предложенном порядке не должно быть назойливости и скуки. Излишне подчеркнутая упорядоченность столь же неприятна, как хаос. И, наоборот, присутствие многообразия, необычности и элемента неожиданности способствует позитивному восприятию, вызывает интерес и восхищение.

Мера цветового баланса — путь к совершенству

Оптимизация композиции на основе всех названных признаков сбалансированности и красоты предопределяет совершенство цветовой системы. Оно основано на продуманной многоплановости связей между всеми элементами, их достаточности и необходимости. Все это в комплексе и является мерой гармонии и совершенства.

Почему ей придается такое большое значение? Умение найти и соблюсти эту меру дает возможность вызвать у людей такую же реакцию на интерьер, как на великолепное произведение искусства. Ведь, как бы не были многообразны существующие критерии сбалансированности в интерьере, все же все они должны быть направлены на обеспечение законченности, целостности пространства, красоты и эстетического совершенства.

И, наконец, в оценку гармонии вступают человеческие чувства или признаки третьего порядка. Среди них можно назвать:

  • Душевный покой или подъем
  • Отстраненность или торжественная приподнятость
  • Радость или тревога
  • Приятное оживление или подавленность

Они, в отличие от иных признаков сбалансированности, информируют об эмоциональном состоянии человека. Их наличие в интерьере — свидетельств образной выразительностьи композиции.

«Неравенство не есть зло, но основание для добра, если суметь гармонично соединить все различные элементы игры, образовав осмысленное единство.»

Делия Стейнберг Гусман


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *